Релиз Cyberpunk 2077 был самым ожидаемым событием игровой индустрии в 2020 году. Анонсированная еще в 2012-м году ролевая игра должна была выйти еще 16 апреля, но дату выхода отодвинули сначала на 19 ноября, а потом — на 10 декабря.
Почти сразу после запуска количество одновременно играющих в Cyberpunk 2077 людей только на платформе Steam превысило 1 млн, что стало рекордом для однопользовательских проектов. При этом игра также доступна на других PC-платформах GOG и Epic Games Store, консолях PlayStation и Xbox, а также в сервисах облачного гейминга NVIDIA GeForce Now и Google Stadia.
Cyberpunk 2077 получила 8 млн предзаказов, прибыль от продаж всех копий составила приблизительно $ 500 млн, а средняя оценка критиков на агрегаторе Metacritics составила 90 баллов из 100.
Однако все это не помогло акциям издателя CD Projekt, владеющего студией-разработчиком игры CD Projekt RED. В ноябре на Варшавской фондовой бирже они прибавили более 30%, и 7 декабря достигли отметки в 464 польских злотых за бумагу — но с тех пор обвалились более чем на 40%. Почему это происходит?
Падение котировок началось еще до выхода игры с появлением предварительных обзоров на игру. В основном они были хвалебными, но в них отмечалось множество проблем и неполадок. Но масштаб бедствия стал понятен лишь после релиза.
Обилие багов и плохая оптимизация — главная проблема Cyberpunk 2077 на сегодняшний день. Особенно это касается консолей PlayStation 4 и Xbox One: их пользователи в ярости из-за низкой частоты кадров с просадками до 15 FPS (минимальным комфортным показателем считает 30 FPS), некорректных отражения и освещения, появления текстур и объектов прямо перед глазами и других неполадок. Специалист технического блога об играх Digital Foundry Джон Линнеман назвал версию Cyberpunk 2077 для PS4 «месивом» и сравнил уровень ее графики с неудачным портом для Nintendo Switch.
Разработчики уже выпустили первые обновления для консолей и ПК, исправляющие различные ошибки, но до идеала игра еще далека. Возможно, скандал только начинает раскручиваться: 13 декабря стало известно, что Sony начала возвращать деньги за Cyberpunk 2077 недовольным владельцам PS4.
Второй фактор — оценка критиков: после релиза наряду с положительными обзорами появились гневные рецензии — в частности, французское издание Jeuxvideo.com оценило консольную версию игры в 3,5/10.
В случае Cyberpunk 2077 90 из 100 баллов от критиков на Metacritics — показатель ниже ожидаемого. Пользовательский рейтинг на PC ниже и по состоянию на 14 декабря находится на уровне 6.8/10. А разгневанные пользователи PS4 и XboxOne вовсе обвалили рейтинг Cyberpunk 2077 до 2,8 и 3,7 баллов соответственно.
«Оценка ниже 90 баллов может вызвать отрицательную реакцию, при 95 баллах реакция будет сдержанной, при 98 и больше — очень позитивной», — так говорил аналитик Ipopema Securities Михал Войцеховски до релиза. А аналитик Citigroup Рафал Виатр отметил, что текущий балл на Metacritic в какой-то мере может считаться разочарованием, учитывая огромный ажиотаж и высокую планку, установленную высокобюджетными AAA-тайтлами (самыми высокобюджетными проектами игровой индустрии — прим. РБК) в прошлом.
Негатива инвесторам добавляет неопределенность с датой выхода специальных версий Cyberpunk 2077 для PS5 и Xbox Series X/S. Изначально планировалось, что игра для них появится в 2021 году, однако вице-президент CD Projekt RED по развитию бизнеса Михал Новаковский заявил, что студия пока не определилась с точной датой релиза. По мнению Gamespot, это может быть связано с обилием багов для текущего поколения и слабого распространения новых консолей.
На торгах 14 декабря акции CD Projekt в моменте теряли 25%, но на 17:00 мск падение скорректировалось до 14,2%. Это не первый обвал котировок CD Projekt: в конце октября после переноса релиза на декабрь акции рухнули на 25% до 346 злотых за штуку, но быстро отыграли потерянное.
Вернуть инвесторам веру в CD Projekt могут данные о продажах Cyberpunk 2077: по мнению опрошенных Bloomberg аналитиков, они могут достичь 17 млн копий в первые две недели и 29,7 млн копий в первый год. Таких показателей за всю историю добилось всего 9 игр, а предыдущий крупный проект CD Projekt The Witcher 3: Wild Hunt достиг отметки в 30 млн только к концу пятого года.
Сильным продажам способствует отсутствие сильной конкуренции с другими AAA-проектами в момент релиза: из-за пандемии выход Halo Infinite и Deathloo перенесли. Уже известно, что Cyberpunk 2077 сходу стала лидером британского чарта продаж и вторым самым крупным релизом рынка в 2020-м после футбольного симулятора от Electronic Arts FIFA 20.
В CD Projekt сообщили, что игра уже окупила затраты на разработку и продвижение благодаря предзаказам — в частности, только от продаж в Steam, где компания получает роялти в 80%, польские разработчики выручили более $50 млн. Всего 59% предварительных заказов пришлось на PC-версию Cyberpunk 2077. Бюджет игры компания не раскрыла, но ранее аналитики
польской компании DM BOS оценили его в 1,2 млрд злотых (примерно $ 315 млн).
Еще один ключ к возвращению котировок в зеленую зону — скорость и качество исправления багов в игре. В CD Projekt уже выпустили заявление, в котором извинились за качество консольных версий Cyberpunk 2077, анонсировали обновления игры в ближайшие 7 дней и пообещали выпустить первый большой патч в январе 2021-го и второй — в феврале. Также компания выразила готовность вернуть недовольным геймерам деньги до 21 декабря.
Важное объявление. pic.twitter.com/c5HCXJINLN
— CD PROJEKT RED RU (@CDPR_RU) December 14, 2020
Валерий Емельянов отметил, что CD Projekt Red не раз доказывала, что способна довести игру до совершенства, даже если придется жертвовать для этого прибылью. Компания получила удар по репутации, и сейчас будет усиленно ее восстанавливать, поэтому Cyberpunk 2077 не стоит списывать со счетов, считает эксперт.
«Наверняка Cyberpunk 2077 станет одной из самых продаваемых игр начала следующего десятилетия — соответственно, отыграют вверх и акции CD Projekt Red. Они дважды в этом году стоили более 440 злотых за штуку, а сегодня стоят меньше 270 — дешевле они были только в марте на биржевой панике. Сейчас в них можно заработать порядка 60%, если додержать до восстановления, скажем, на срок год-два», — отметил Емельянов.