Газета Economic Information Daily, управляемая государственным китайским агентством «Синьхуа», выпустила материал, в котором раскритиковала онлайн-игры. В публикации их называли «электронными наркотиками» и «духовным опиумом».
Издание предложило более строго контролировать время, которое школьники тратят на видеоигры. В публикации особенно выделялась роль Tencent. Компания занимает половину рынка видеоигр в Китае. В материале приводились слова школьника, который рассказал, что его одноклассники тратят по восемь часов в день на одну из самых популярных игр Tencent — Honor of Kings. Кроме того, в статье упоминалось, что несовершеннолетние «чрезвычайно уязвимы для неверной информации», которую они могут почерпнуть в видеоиграх.
«Чрезмерные инвестиции в онлайн-игры оказывают двойное негативное влияние на физиологию и психологию несовершеннолетних в нашей стране», — писал репортер. По его словам, в 2020 году более половины детей в Китае страдали от близорукости.
Эта статья породила предположения о том, что индустрия видеоигр может стать следующей целью пристального внимания со стороны китайских властей, отмечает South China Morning Post. Как пишет CNN, в КНР онлайн-игры уже требуют одобрения регулирующих органов. В 2019 году власти страны запретили подросткам младше 18 лет играть в онлайн-игры с 22:00 до 08:00, а также ограничили время, в течение которого они могут играть.
«Выбор времени для публикации статьи вызвал обеспокоенность инвесторов с учетом недавних репрессий в отношении технологических компаний и сектора образования», — заявил Дэниел Ахмад, старший аналитик Niko Partners.
Инвесторы восприняли статью негативно, и в результате 3 августа в Гонконге акции Tencent потеряли на минимумах 10,8% цены, бумаги видеосервиса Bilibili упали на 14,3%, а компании NetEase — на 15,7%. Пострадали и акции разработчика видеоигр XD Inc. Вместе с ними начала снижаться стоимость акций американских компаний Take-Two Interactive, Electronic Arts и Activision Blizzard.
Через несколько часов после публикации газета удалила статью без объяснения причин, пишетBloomberg. По данным агентства и CNN, материал переопубликовали с новым заголовком и без отсылки к наркотикам. Однако ее изначальная версия еще доступна на сайте «Синьхуа». По словам источника South China Morning Post в регулирующих органах Китая, статью убрали из-за того, что она «не отражает официальную позицию» правительства.
По данным PwC China, Китай является крупнейшим в мире рынком видеоигр и киберспорта, совокупная выручка которого в прошлом году достигла $31,5 млрд. Согласно оценке IBIS World, в 2021 году выручка китайской игровой индустрии составит $55 млрд. По прогнозам, доля доходов от мобильных социальных и казуальных видеоигр в КНР достигнет 71,8% от общего дохода от видеоигр к 2025 году. Посмотрим на бизнес некоторых пострадавших игровых компаний и разберемся, что будет с их акциями.
Tencent Holdings — инвестиционная компания, треть доходов которой приходится на видеоигры. Ей принадлежат крупные пакеты в Epic Games и Riot Games — разработчиках Fortnite и League of Legends.
В первом квартале 2021 года выручка Tencent составила 135,3 млрд юаней ($20,6 млрд). Выручка от игрового бизнеса компании выросла на 17% до 43,6 млрд юаней (около $6,6 млрд). В Tencent объяснили, что это произошло за счет роста выручки от ее мобильных игр по всему миру, включая Honor of Kings, PUBG Mobile и Peacekeeper Elite, а также недавно выпущенных, например, Moonlight Blade Mobile.
Не комментируя публикацию китайской газеты, Tencent Holdings 3 августа объявила, что запретит игрокам в возрасте до 12 лет тратить деньги на внутриигровые покупки, а также сократит игровое время для несовершеннолетних с полутора часов до одного часа в игре Honor of Kings. В праздничные дни время будет ограничено с трех до двух часов.
В своем заявлении Tencent упомянула 19-ю Китайскую международную выставку цифровых развлечений, в рамках которой регулирующие органы «выдвинули еще больше требований ко всей отрасли», чтобы ее представители активнее защищали несовершеннолетних. В компании отметили, что придают этому большое значение, а также предложили обсудить возможность запретить школьникам младше 12 лет играть в видеоигры.
Аналитик Citigroup Алисия Яп заявила, что рынок слишком остро отреагировал на статью Economic Information Daily. «Понятно, что любая правдивая или неправдивая новость может вызвать паническое давление на рынок с посылом «сначала продай». Мы считаем, что определенная необоснованная распродажа может расширить возможности для покупок», — отметила она.
Большинство аналитиков, опрошенных Refinitiv, позитивно оценивают перспективы акций Tencent. Согласно годовому прогнозу, акции компании в Гонконге могут вырасти в цене на 64,59% до 772,53 гонконгских доллара. 49 аналитиков советуют покупать бумаги, только трое — держать, а еще двое — продавать.
Технологическая компания NetEase предоставляет онлайн-услуги, в том числе образовательные, разрабатывает технологии поисковых систем, а также онлайн-игры для мобильных устройств и ПК. Ее подразделение онлайн-игр появилось в 2001 году. Ей принадлежат такие проекты, как Onmyoji, Marvel Super War, Knives Out и другие — всего более ста игр.
Компания работает не только в Китае, но и на международных рынках, включая Юго-Восточную Азию, США и Европу. Ее депозитарные расписки торгуются в Гонконге, на американской бирже NASDAQ и на СПБ Бирже.
Нетто-выручка компании за первый квартал этого года выросла на 20,2% до 20,5 млрд юаней ($3,1 млрд) по сравнению с первым кварталом 2020 года. Выручка от сервиса онлайн-игр достигла 15 млрд юаней ($2,3 млрд), то есть около 73% от общей выручки. Валовая прибыль компании составила 11,1 млрд юаней ($1,7 млрд), что на 17,9% больше, чем в прошлом году.
Как пишет South China Morning Post, NetEase также объявила, что этим летом начнет кампанию по созданию «здоровой и экологичной» киберсреды для подростков. Reutersуточняет, что помимо аутентификации игровых учетных записей с использованием настоящего имени, компания наложит «разумные ограничения на время игры для совершеннолетних». Она тоже планирует строже контролировать поведение юных пользователей.
Старший аналитик Niko Partners Дэниел Ахмад отметил, что наибольшую выручку приносят игроки старше 18 лет, так что если будут приняты дополнительные меры по предотвращению пристрастия молодежи к играм, это не помешает совершеннолетним геймерам, приносящим основной доход, продолжать играть.
3 августа, когда появились новости о статье китайской газеты, банк HSBC понизил целевую цену на акции NetEase с $140 до $137, сообщил Reuters. Тем не менее, он оставил рекомендацию «покупать». Средний годовой таргет аналитиков, опрошенных Refinitiv, $134,32 (плюс 51,18%). 25 аналитиков рекомендуют покупать акции китайской компании, трое советуют их держать. Никто из опрошенных экспертов не высказался за продажу бумаг.
Take-Two Interactive разрабатывает и издает видеоигры. Ей принадлежат крупные издательские бренды Rockstar Games и 2K, а также компании Ghost Story, Private Division и ряд других. В портфолио Take-Two входят известные игровые серии Grand Theft Auto, Red Dead Redemption, Civilization, а также видеоигры BioShock, Borderlands и многие другие. Ее бумаги торгуются на NASDAQ, СПБ и Московской биржах.
Как пишет The Street, акции Take-Two Interactive тоже подверглись влиянию настроений инвесторов из-за статьи китайской газеты наряду с другими игровыми компаниями. Издание сообщает, что ее игра NBA 2K online занимает в Китае первое место среди спортивных игр на ПК. Barron’s отмечает, что 39% выручки Take-Two получает из международных источников.
«Для нас это отличный рынок. В Китае NBA 2K Online продолжает расти. Для КНР у нас есть и консольные игры, а некоторые наименования сейчас утверждаются. В КНР у нас отличные отношения с Tencent и другими компаниями. Поэтому мы считаем, что в будущем нас ждет много плюсов», — заявил гендиректор компании Штраус Зельник 2 августа.
Однако на бумаги повлиял и финансовый отчет, который Take-Two опубликовала 2 августа. Финансовый год компании длится с 1 апреля по 31 марта. По данным на первый квартал 2022 финансового года, нетто-выручка по GAAP снизилась на 2% до $813,3 млн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако расходы пользователей на внутриигровую валюту и покупки, а также на дополнительный контент выросли на 15% и составили 70% от нетто-выручки. Чистая прибыль увеличилась на 72% до $152,3 млн.
Тем не менее, компания подтвердила прогнозы на 2022 финансовый год, а также выпустила прогнозы на второй квартал. Take-Two ожидает, что выручка в следующем квартале составит $815-865 млн. Опрошенные Bloomberg аналитики предполагали, что она достигнет $868,3 млн. Кроме того, компания перенесла даты выхода двух игр.
Большинство опрошенных Refinitiv аналитиков советуют покупать акции Take-Two, а именно 20 экспертов. Остальные восемь аналитиков рекомендуют держать бумаги. Средний годовой таргет — $217,75 (плюс 37,92%).