Перевод статьи партнера венчурной компании Blossom Street Ventures Сэмми Абдулы.
Ниже представлены мультипликаторы выручки для публичных компаний, специализирующихся на потребительских технологиях (B2C), за которыми мы следим. Отрасли и, следовательно, показатели сильно различаются.
Медианный мультипликатор для индустрии социальных медиа снизился до 15,6х. На протяжении всего 2020 года мультипликаторы неуклонно росли, достигнув максимума в 22,7х в I квартале 2021-го. Во II квартале ситуация изменилась, и мультипликатор упал до ~16х. В период с 2016 года среднее значение мультипликатора находилось в районе 11,6х, так что отрасль по-прежнему выглядит неплохо по сравнению с историческими показателями. Рост в годовом выражении поражает воображение (40%), лидируют Snap и Pinterest (50%+ г/г). Facebook остается признанным лидером с $94 млрд. годовой выручки и феноменальной маржой EBITDA в 48%.
Рынок туристических маркетплейсов переживает бурный рост. Во II квартале мультипликатор подскочил до 10,6х — отличный результат для отрасли, которая редко когда превышала 3х. Booking.com оставляет всех конкурентов далеко позади со своим мультипликатором в 17х. Кроме того, это единственная компания, сохранившая прибыльность по итогам 12 месяцев ($551 млн.).
Мультипликаторы классических маркетплейсов варьируются в широких пределах. До III квартала 2018 года сектор насчитывал всего две компании. Сейчас их 10. Медианный мультипликатор равен 10,2х; Fiverr и AirBnB лидируют с 31х и 26х. Etsy продемонстрировал рост на 134% в годовом выражении, выручка превысила $2 млрд., маржа EBITDA составила 28%. Мультипликаторы для лидеров роста очень высоки, в то время как денежные генераторы вроде Shutterstock и eBay торгуются на уровне ~4х. Для AirBnB каждый доллар выручки обходится в доллар затрат, и маржа EBITDA составляет -95%.
«Трудозатратный» сектор. Единственная причина, по которой эти компании включаются в анализ, заключается в том, что инвесторы вроде Softbank считают эти (по сути) предприятия сферы услуг технологическими компаниями. В лучшем случае их отношение к технологиям можно описать как косвенное, что совершенно не вписывается в классическое определение технологической компании. Помните, когда-то Groupon был высокодоходным? Увы, эти времена в прошлом, на что намекает отсутствие роста (-35% г/г) и мультипликатор, равный 1х. Денежные средства на счетах составляют половину рыночной капитализации. После рецессии, последовавшей за кризисом 2008 года, Groupon был одной из самых быстрорастущих компаний, а теперь до нее никому нет дела. Redfin и Opendoor выглядят особенно переоцененными. При этом OpenDoor и Compass убыточны, что очень опасно для представителей сферы услуг такого размера.
Еще несколько аномалий: DraftKings торгуется с мультипликатором 22х на выручку в $838 млн. Для DoorDash аналогичные показатели составляют 12х и $3,6 млрд. DraftKings стремительно «сжигает» деньги, о чем свидетельствует маржа EBITDA в -118%, в то время как DoorDash близок к безубыточности (-8%).
Сектор агрегаторов такси демонстрирует неплохую динамику. Для Lyft мультипликатор составляет 8,6x, для Uber — 9,1х Мультипликатор EV/R для обеих компаний мог бы быть выше, если бы они не «сжигали» деньги. Так, для Lyft маржа EBITDA составляет -83%. Uber по итогам 12 месяцев потерял $4,0 млрд, Lyft — $1,6 млрд. Трудно представить, что какая-либо из компаний станет прибыльной в ближайшее время, учитывая их текущую долю рынка и очень высокую скорость расходования средства (помните, что Uber в 2020 году спасла доставка еды).
Сектор сервисов зарабатывающих на подписках. Благодаря отличной бизнес-модели сервисы B2C на зарабатывающие на подписках торгуются на уровне 7,9х. Откровенно говоря, это довольно адекватный уровень по сравнению с остальными компаниями группы. Care.com больше не обращается на бирже, поскольку в декабре 2019 года была куплена холдингом IAC за $500 млн (2,5х EV/R). Для Match мультипликатор равен 16х, Bumble отстает от нее с 9,5х. Обе компании демонстрируют отличную прибыльность и высокую маржу (16% и 34%, соответственно).
Игры. В целом отрасль чувствует себя хорошо, о чем свидетельствует мультипликатор, равный 6,1х. SciPlay отстает по этому показателю (0,2х), в то время как для Roblox он невероятно высок (48,1х); кроме того, это единственная убыточная компания в группе. В июне против Roblox был подан иск на $200 млн по поводу авторских прав на музыку, что для компании с EBITDA -$277 млн может оказаться болезненным. При этом у Roblox неплохой запас наличности ($1,6 млрд), чтобы справиться с любым ударом.
Сектор электронной коммерции демонстрирует неоднозначную динамику. Он наименее привлекателен для инвесторов: медианный мультипликатор выручки составляет 2,1х. Заметна большая разница между лидерами сектора, такими как Carvana, Coursera, Chewy и Amazon (7,5x, 15,6х, 4,3x, 4,0x), и аутсайдерами вроде Blue Apron (0,3x). У Chewy отличные показатели удержания клиентов (customer retention). Вероятно, в ближайшие годы компания будет оставаться лидером сектора и, возможно, станет хорошим кандидатом на поглощение. Обратите внимание, что рентабельность в электронной коммерции очень невелика: медианная маржа EBITDA составляет всего 3%. У Amazon этот показатель равен 14%, при этом $14 млрд из $23 млрд операционной прибыли за 2020 год (т.е., 61%) приходятся на AWS. В то же время чистые продажи AWS в 2020 году составили $45 млрд — 12% от совокупных нетто-продаж Amazon ($386 млрд).
Гаджеты переоценены с EV/R ~6х. В настоящее время мультипликатор для сектора равен 6х, в то время как его среднее значение обычно составляет ~3х. Roku лидирует с 21х и годовыми темпами роста, превышающими 64%. Из-за эпидемии COVID Peloton (8,5х) вырос на 156% в годовом выражении. Apple демонстрирует отличные темпы роста (21%) для компании с годовым объемом продаж в $100 млрд и маржой EBITDA в 31%.
Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я публикую короткие заметки о финансах, обществе и управлении проектами и продуктами.